Украина ставит условия российскому Газпрому
Финансовые контрактные взаимоотношения всегда ставятся выше устных договоренностей ввиду четко очерченных границ и структурированных условий. Вопросы, где обсуждаются сделки купли/продажи и фигурируют денежные средства в качестве платежной единицы, безоговорочно разрешаются в рамках закрепленных на бумаге соглашений и договоренностей. Но не в случае с Украиной. Которая нарушив и продолжая нарушать любые заключенные с Россией договоренности пытается указать Газпрому, какую финансовую политику стоит вести газовому гиганту по отношению к соседнему государству.
Имея колоссальный долг перед Российской Федерацией за поставки газа, Украина настаивает на пересмотре заключенных ранее договоренностей об объемах поставок и их стоимости. Таким образом нарушив большинство пунктов соглашения, по которому Украина получила огромную скидку на газ и покупала его по самой низкой в мире цене, государство с нелегитимным правительством во главе отказывается погашать задолженность на основании имеющихся контрактов. Для того, чтобы Россия в лице Газпрома смогла получить положенные ей деньги за уже отгруженный на Украину газ, компания должна снизить стоимость употребленного украинским государством газа. Это как прийти в банк, получить заем суммой 1 млн рублей, подписать договор с оговоренными по сделке процентами по кредиту, а через месяц отказаться погашать проценты и возвращать взятый в долг миллион. Согласившись вернуть лишь 700 тыс рублей, причем при условии непредъявления штрафных санкций и начисления пени.
Украинское правительство официально заявило, что готово оплачивать России поставляемый в страну газ по цене $385,5 за кубометр. Указанная стоимость является среднерыночной, но для ее достижения стране-покупателю необходимо выполнить ряд обязательств и условий. А Украина не выполняет ни того, ни другого. К примеру Македония закупает российский газ по самой высокой среди европейских стран цене - $493 за кубометр. По той причине, что российский газ для Македонии является единственным энергоносителем, которым располагает государство, а участие Газпрома в госпредприятиях нефтегазовой промышленности Македонии равно нулю. А вот Германия, к примеру, закупает у Российской Федерации газ по $366, основными причинами низкой цены при этом выступают объемы закупок и совместные соглашения с газовыми компаниями Германии. Ни Македония, ни Германия не ставят условия российскому Газпрому по пересмотру цены на газ, закупая его в рамках действующих долгосрочных контрактов.
Заявления украинского правительства о реверсе газа из Европы, призванные сократить зависимость государства от российских поставок, носят под собой очень шаткую почву. Арсений Яценюк ранее заявил, что Европа готова поставлять газ Украине по цене, меньшей относительно российской на $100-150. О желании обеспечить Украину российским же газом заявили Польша и Венгрия, которые покупают его по $429 и $418 соответственно. Увеличение объемов закупок газа у Газпрома несколько снизят для них цену в далекой перспективе, но о каких "меньше на $100-150" идет речь?
Желание Украины ставить условия российскому Газпрому, как основному поставщику голубого топлива, напрямую расходится с международным правом, к которому постоянно апеллируют стоящие у власти лидеры. То есть во времена расцвета демократии раздираемое гражданской войной государство вправе игнорировать контрактные требования Газпрома о погашении задолженности, для чего Россия даже выделила $3 млрд? Если Украине удастся настоять на пересмотре газовых контрактов российского гиганта и снижении цены поставок газа, это станет громким прецедентом, на основании которого многие государства задумаются о своем праве заявить об ущемлении прав и интересов. Прав отказаться от законной уплаты по контрактным обязательствам в угоду геополитических и национальных интересов.